|
!!!Внимание. Устройство НАПОР 3.1М снято с производства, в связи с тем, что налажен выпуск более функциональной модификации НАПОР 3.3.
Устройство управления насосом НАПОР 3.1М. Состав и принцип работы блока
СОСТАВ
В состав устройства управления насосом входят:
- электронный блок;
- электроконтактный манометр (ЭКМ) или два идентичных электродных датчика: датчик нижнего уровня (ДНУ) и датчик верхнего уровня (ДВУ) жидкости в накопительном резервуаре;
- электродный датчик наличия воды в скважине (ДСХ: датчик "сухого хода");
- два идентичных токовых датчика.
ПРИМЕЧАНИЕ. Наличие в составе устройства ДСХ не обязательно. При отсутствии ДСХ устройство не выполняет функцию отключения двигателя насоса при отсутствии (недостаточном уровне) воды в скважине (водоеме).
РАБОТА УСТРОЙСТВА УПРАВЛЕНИЯ НАСОСАМИ
Принцип действия устройства управления насосом поясняет рис.1, на котором изображена функциональная схема, а также показано его подключение к двигателю, датчикам и пусковой аппаратуре. Схема изображена для случая использования ЭКМ. Пунктиром на схеме показано подключение ДНУ и ДВУ (вместо ЭКМ).
Блок питания формирует стабилизированные напряжения питания для схем, входящих в состав электронного блока.
Выходные сигналы датчиков тока ТТ1, ТТ2, уровни которых пропорциональны уровням фазных токов двигателя, поступают на входы канала токовой перегрузки.
В канале токовой перегрузки имеются следующие органы управления и индикации:
- переменный резистор R2 "НАСТРОЙКА-ТОК СР.ЗАЩИТЫ", с помощью которого осуществляется оперативная регулировка тока уставки Iуст срабатывания токовой защиты;
- переменный резистор R3 "НАСТРОЙКА-ВРЕМЯ СР.ЗАЩИТЫ", с помощью которого осуществляется оперативная регулировка времени задержки срабатывания токовой защиты;
- светодиод HL4 "НАСТРОЙКА-ТОК СР.ЗАЩИТЫ", который включается в тех случаях, когда мгновенная величина тока (контролируемая датчиком ТТ1 или ТТ2) превышает установленную величину тока уставки Iуст;
- светодиод HL1 "АВАРИЯ-ТОК", включение которого означает, что двигатель отключен устройством управления насосом по причине возникновения токовой перегрузки;
- кнопка SB1 "НАСТРОЙКА-ТОК СР. ЗАЩИТЫ", при нажатии которой величина тока уставки Iуст уменьшается на 30%.
При возникновении токовой перегрузки на выходе канала токовой перегрузки формируется сигнал, который поступает на схему управления. Схема управления фиксирует состояние токовой перегрузки и размыкает ключ S1, что приводит к отключению пускателя КМ и двигателя насоса М.
Фазные напряжения двигателя М поступают на вход канала ФАЗА/ИЗОЛЯЦИЯ. Канал фазы срабатывает в тех случаях, когда:
- асимметрия (разбаланс) фазных напряжений превышает (25...35)% в течение времени (2,3...4,3) сек. Обрыв одной из фаз питающей сети является частным случаем разбаланса фазных напряжений.
- Сопротивление изоляции обмоток двигателя насоса и шин его питания на участке пускатель КМ - двигатель насоса М относительно нейтрального провода N уменьшается до величины (360...500) кОм. Устройство управления осуществляет непрерывный контроль сопротивления изоляции в те моменты времени, когда двигатель насоса находится в отключенном состоянии (когда разомкнуты контакты пускателя КМ).
При срабатывании канала ФАЗА/ИЗОЛЯЦИЯ на его выходе формируется сигнал, который поступает на вход схемы управления, а также включается один из светодиодов HL2 "АВАРИЯ-ФАЗА" или HL5 "АВАРИЯ-ИЗОЛЯЦИЯ. Схема управления фиксирует факт срабатывания канала ФАЗА/ИЗОЛЯЦИЯ и размыкает ключ S1, что приводит к отключению пускателя КМ, если он находится во включенном состоянии, или блокировке включения пускателя, если он находится в выключенном состоянии.
Канал УРОВЕНЬ анализирует выходные сигналы либо датчика давления жидкости (ЭКМ), либо датчиков уровня жидкости ДВУ,ДНУ (подключение последних на рис.1 показано пунктиром), а также датчика "сухого хода" ДСХ. По результатам этого анализа канал УРОВЕНЬ:
- формирует сигналы, которые поступают на схему управления;
- осуществляет зонную световую индикацию уровня жидкости в накопительном резервуаре (светодиоды HL6...HL8), а также индикацию ситуации "сухой ход" (светодиод HL9).
Если в составе оборудования водоснабжения отсутствует ДСХ, то клемму XT1:7 электронного блока необходимо соединить с общим проводом установки.
ФУНКЦИИ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Схема управления выполняет следующие функции:
- фиксирует факт срабатывания защиты двигателя насоса по каналу токовой перегрузки и/или каналу ФАЗА/ИЗОЛЯЦИЯ;
- фиксирует факт срабатывания защиты двигателя насоса при возникновении аварийной ситуации "сухой ход" (уровень воды в скважине ниже точки установки ДСХ);
- осуществляет размыкание ключа S1 при возникновении аварийной ситуации;
- в режиме водоподъёма (тумблер SA2 установлен в положение "ПОДЪЁМ") в зависимости от уровня жидкости в накопительном резервуаре формирует сигнал, который коммутирует ключ S1 по следующему алгоритму:
- ключ S1 замыкается, когда уровень жидкости понижается до уровня установки ДНУ (давление жидкости понижается до минимальной уставки ЭКМ);
- ключ S1 размыкается, когда уровень жидкости повышается до уровня установки ДВУ(давление воды повышается до максимальной уставки ЭКМ);
- ключ S1 сохраняет прежнее, ранее установленное, замкнутое или разомкнутое состояние, когда уровень воды находиться между уровнями установки ДНУ и ДВУ (показания ЭКМ находятся между величинами минимальной и максимальной уставок);
- в режиме дренажа (тумблер SA2 установлен в положение "ДРЕНАЖ") в зависимости от уровня жидкости в накопительном резервуаре формирует сигнал, который коммутирует ключ S1 по следующему алгоритму:
- ключ S1 замыкается, когда уровень жидкости повышается до уровня установки ДВУ (давление жидкости повышается до максимальной уставки ЭКМ);
- ключ S1 размыкается, когда уровень жидкости понижается до уровня установки ДНУ (давление воды понижается до минимальной уставки ЭКМ);
- ключ S1 сохраняет прежнее, ранее установленное, замкнутое или разомкнутое состояние, когда уровень жидкости находиться между уровнями установки ДНУ и ДВУ (показания ЭКМ находятся между величинами минимальной и максимальной уставок);
- при нажатии кнопки SB2 "СБРОС АВАРИИ" производит установку в начальное состояние каналов токовой перегрузки и ФАЗА/ИЗОЛЯЦИЯ (при этом выключаются светодиоды, индицирующие факт срабатывание защиты, и замыкается ключ S1). Сигнал начальной установки при нажатии кнопки SB2 "СБРОС АВАРИИ" формируется только в том случае, если с момента предыдущего нажатия этой кнопки прошло время не меньшее (25...45) сек. Автоматическая блокировка кнопки SB2 "СБРОС АВАРИИ" на время (25...45) секунд уменьшает вероятность перегрева двигателя насоса (находящегося в аварийном состоянии) пусковыми токами большой величины при попытках его многократного запуска через малые интервалы времени.
Электронный блок устройства управления насосом выполнен в виде настенной металлической конструкции, на лицевой панели которого размещены органы управления и элементы индикации. Подключение внешних цепей к электронному блоку осуществляется с помощью винтовых зажимов (клемм).
Датчик тока конструктивно выполнен в виде кольца (тора), через отверстие которого пропускается провод (шина) питания двигателя насоса.
!!!Внимание. Устройство НАПОР 3.1М снято с производства, в связи с тем, что налажен выпуск более функциональной модификации НАПОР 3.3.
|
|